Как смотреть кино с подростком

Кино – увлекательное пространство для детей и взрослых, занимающее важное место в современном искусстве. Поход в кино в наше время – один из самых популярных видов семейного досуга. А просмотр кино дома – полезной семейной традицией. Оно доступно, зрелищно, занимает мало времени по сравнению с книгой, от его просмотра мы получаем эстетическое и интеллектуальное удовольствие. Тем не менее, в эпоху массовых зрелищ фильмов, которые «цепляют» довольно много. Даже двухчасовой фильм, в отличие от вдумчивой книги, не даёт времени на серьёзное осмысление. Просмотр кино требует внутренней активности от зрителя, вовлечённости.

Поэтому, задачи взрослого:

  • Помочь подростку понять кино
  • Научить юного зрителя получать эмоциональное, эстетическое и интеллектуальное удовольствие
  • Научить подростка ориентироваться в огромном мире кино.

Цель дальнейшей инструкции - помочь родителям подростков правильно выстроить «ритуал» семейного просмотра фильмов.

Кино развивает

  • Критическое мышление
  • Интеллектуальные способности
  • Эрудиция
  • Умение дискутировать
  • Фантазия и образное мышление
  • Гуманизм, духовная свобода
  • Мировоззрение


Обязательно посмотрите или, если вы его уже когда-то смотрели, пересмотрите фильм перед просмотром его с подростком.
Иногда даже знакомый фильм может оказаться не настолько целомудренным, насколько вы его со своей точки зрения раньше видели

Учитывайте возрастные ограничения

Важна установка на нужную волну, на активный просмотр

Старайтесь все обсуждения вести коллективно, в форме диалога

В зависимости от фильма перед просмотром дайте небольшую вводную информацию, которую сочтете важной: факты биографии автора, история создания фильма, информация о времени и месте действия фильма; то, что поможет зрителю вступить «диалог с автором»

Спросите мнение своего ребёнка о том, что можно сказать о фильме, глядя на его название

Попросите детей во время просмотра фильма что-либо из нижеперечисленного:

  • Попробовать выступить в роли соавтора
  • Анализировать происходящее на экране
  • Попытаться спрогнозировать развитие событий в какой-нибудь момент
  • Провести параллели с жизнью
  • Встроить события из фильма в контекст собственной жизни
  • «Узнать» в фильме себя и своё окружение
  • Фиксировать свои ассоциации
  • Попробуйте вместе по ходу фильма делать письменные заметки. Не обязательно делать это при просмотре каждого фильма, но это полезная тренировочная практика, которая стимулирует подростков быть более внимательными, поможет сохранить интересные мысли для последующего обсуждения просмотра
    Заметки могут включать:

  • Предметы в обстановке, попадающие под пристальное внимание
  • Телодвижения, позы персонажей
  • Фразы, которые «зацепили»
  • Особо интересные кадры
  • Возникшие вопросы
  • Мысли
  • Ассоциации
  • Конфликты, противоречия
  • Анализ фильма. Вопросы для семейного обсуждения

  • Какие ощущения вызвал фильм?
  • Если фильм не оставил чувств, почему это произошло?
  • Получено ли от просмотра удовлетворение: эстетическое, интеллектуальное?
  • Соответствует ли название фильма его содержанию? Почему?
  • Вызвал ли фильм ассоциации с вашей жизнью, событиями в ней? С историями друзей и близких? Каких-либо литературных персонажей или героев других фильмов?
  • Было ли в фильме то, что вызвало удивление? Что смутило?
  • Подходящее ли в фильме музыкальное оформление?
  • Остались ли какие-либо вопросы после просмотра?
  • Возникнет ли желание ещё раз пересмотреть фильм в будущем?
  • Для кого этот фильм? Какая его целевая аудитория?
  • Что сообщала нам завязка?
  • Какие события были ключевыми?
  • Какие эпизоды произвели наибольшее впечатление?
  • Есть ли в фильме второстепенные сюжетные линии? Зачем они?
  • В чём центральный сюжет фильма?
  • Предсказуемо ли было именно такое окончание фильма?
  • Каким ещё оно могло бы быть?
  • Для фильмов со сказочным сюжетом и фэнтези есть особая техника, развивающая воображение, умение проводить аналогии, видеть универсальные ходы в структуре различных фильмов, анализировать сложные истории. Такая техника проводится в группе с использованием карт Проппа и специального игрового поля. Мы проводим её на наших мастер-классах.

    Для семейного просмотра и обсуждения советуем выбрать вопросы о персонажах из следующего списка:
  • С какими персонажами ты себя отождествляешь?
  • Кому сочувствуешь?
  • Кого осуждаешь?
  • Как изменился персонаж по ходу фильма? Как развиваются характеры?
  • Что узнали персонажи в процессе пережитого опыта?
  • Изменились ли твои симпатии/антипатии к персонажам по ходу действия фильма?
  • Кому симпатизирует автор? С кем он солидарен?
  • Что говорят предметы обстановки о персонажах?
  • Были ли сцены, которые ты видишь глазами того или иного персонажа?
  • Как персонажи выражают свои взгляды на жизнь? Близки ли тебе их взгляды?
  • В каких сценах раскрываются конфликты (противостояния) между персонажами?
  • Какие личные, философские, социальные проблемы отражены во взглядах и поступках персонажей?
  • Правильно ли они поступают?
  • Попросите подростка во время просмотра фильма уделить больше внимания какому-то одному аспекту. Это можно сделать при помощи игрального кубика
    Тем, кому выпадет соответствующая сторона кубика, нужно будет во время просмотра анализировать фильм с точки зрения одного из следующих элементов:
  • Сценарий. Композиция, драматургия фильма, конфликты. Диалоги
  • Цвет/свет. Как цвет задает время действия фильма, создает атмосферу, настроение, влияет на зрителя
  • Звук. Саундтреки, звуковые эффекты, создание атмосферы и художественных образов. Темпоритм фильма
  • Камера. Операторская работа, оптика, специфичная для данного фильма. Фокус, план, ракурс, композиция кадр. Особенности монтажа
  • Место действия, кинематографическое пространство, атмосфера, пейзажи, декорации, архитектура, стиль, эстетика, художественное оформление фильма
  • Актерская игра. Подбор актеров. Позы, жесты, реакции персонажей
  • О чем фильм? Какие темы затрагивает? Какова главная идея?
  • Насколько глубоким показался вам этот фильм?
  • Какие ценности актуализует фильм?
  • Удалось ли заметить что-то интересное? Увидеть скрытые подтексты?
  • Как ваш личный опыт способствовал интерпретации текста?
  • Что имело для вас значение в этом фильме: композиция, темпоритм, мизансцены, атмосфера, работа оператора, свет, звук, монтаж, игра актеров, детали в кадре?
  • Какие социальные проблемы поднимает фильм (преступность, насилие, расизм, конфликт поколений, высокомерие?
  • Предлагает ли фильм специфический взгляд на мир?
  • Где ещё искать смыслы

    • Название фильма
    • Имена персонажей
    • Внешность персонажа
    • Предметная среда, надписи
    • Диалоги
    • Цвет, звук
    • Монтаж


    По результатам обсуждения можно делать выводы:

    • Насколько ваш ребёнок вовлёкся, погрузился в фильм
    • Видел ли, что происходит в кадре и за кадром, кто и что делал
    • Понял ли мотивы, чувства, состояние героев? Почему так произошло? Сумел ли «считать» знаки, додумать
    • Может ли рассматривать фильм как высказывание о мире? Понял ли о чём фильм? В чём его главная идея? Какие темы раскрыты? Какие проблемы поднимаются
    • Смог ли правильно интерпретировать

    Важно!

    • НЕ ЗАБЫВАЙТЕ!

      Кино призвано стимулировать интеллектуальную, творческую и коммуникативную активность детей.
      Но ни в коем случае его просмотр не должен быть целью контроля и отчетности.

      Не переусердствуйте!
      Просмотр фильма – это акт сотворчества. Удовольствие!

      Приятного просмотра!